Дорогие любители путешествовать по Южной Африке,

В эти холодные зимние дни хочу поделиться с вами воспоминаниями о замечательном путешествии в Южную Африку в компании с любимым гидом и другом Ирой Мартенс. Нам предстояло пройти по маршруту, половина которого была неизвестна и самой Ире. Так что это было настоящее приключение – 23 августа мы отправились в разведку открывать новые места. А в финале путешествия мы запланировали провести два дня в национальном парке Намакваленд, в ботаническом палаточном лагере на берегу Атлантического океана. В это время в Южной Африке весна и в конце августа – начале сентября как раз самый пик весеннего цветения. Любители цветов со всего мира съезжаются в капскую провинцию посмотреть на это чудо природы. Вот так выглядела карта нашего путешествия. Мы проехали, наверное, не менее 2000 километров…

Map of journey

Не буду утомлять вас рассказами о всех растениях, которые мы встретили на пути. При желании, все фото вы можете посмотреть здесь. Некоторые снимки, использованные в этом отчете, были сделаны Ирой Мартенс.

Из аэропорта мы сразу поехали на встречу с Джимом Холмсом (Jim Holmes), коллекционером растений из Констанции (Constantia). Здесь я впервые увидела эти яркие диковинные формы и расцветки. Такие растения вы больше нигде не встретите на планете.

DSC_8623 DSC_8620 DSC_8626 DSC_8643

Затем мы устремились в Hermanus – город китов. Начиная с июля, здесь наблюдается скопление самых крупных млекопитающих – у них рождаются малыши. Киты подходят совсем близко к берегу. Наиболее часто здесь встречается Южный правильный кит (Southern Right Whales). «Правильным» его назвали из-за простой охоты – его очень легко обнаружить, и у него можно получить много китового уса и жира (по-моему, охоту на китов уже запретили). Южные правильные киты могут жить до 100 лет Погода была потрясающая – океан блестел серебром на солнце. На берегу мы встретили еще одних симпатичных животных – даманов. Удивительно, но они ближайшие родственники современных слонов, а размером всего с кошку. А еще мы съездили навестить пингвинов в Stony Point African Penguin Colony.

DSC_8686 DSC_8682 DSC_8812 DSC_8720

В Херманусе мы провели один день и на следующий отправились дальше, в столицу перьев Oudtshoorn. Но мы не стали останавливаться в городе – в свое время он был главным поставщиком птичьих перьев для украшения дамских шляп. А нам совсем не хотелось углубляться в историю такого утилитарного использования живых существ (сколько птиц было загублено ради моды). Поэтому мы решили поселиться неподалеку – на ферме De Zeekoe. Это оказался небольшой комплекс одноэтажных строений в национальном стиле. Кормили здесь превосходно! Горячий домашний хлеб, мед со своей пасеки, яйца, молоко, овощи и мясо – тоже все свое. Комнаты большие с высокими потолками. Нужно заметить, что по ночам во время нашей поездки было еще довольно холодно, а отопления в домах нигде не было. Но можно было топить камины и везде были матрасы с подогревом (гениальное приспособление).

DSC_8854 DSC_8867 IMG_3291 IMG_3295

Утром мы должны были встать пораньше, чтобы успеть на пробуждение удивительных зверьков сурикатов (на местном наречии Meerkat). Это было настоящее шоу. Наш гид – ученый-зоолог – наблюдал за их бытом на протяжении семи лет. А знакомить туристов с их повадками он начал только пару месяцев назад. Получив с вечера нужные ориентиры от фермерских работников, мы приехали на рассвете к большому полю. Взяли по чашке кофе и раскладному стулу и, не поднимая шума, отправились в поле. Около небольшого холма сели полукругом. Нам предстояло наблюдать за пробужлением целого клана сурикатов. Накануне наш гид определил, в какой норе они улеглись на ночлег. Нас предупредили, чтобы мы сидели тихо и не делали резких движений. Эта семья уже привыкла просыпаться с людьми у своего порога – и для них мы были частью естественного ландшафта, что-то типа кустарника. Первым из норы появился «дежурный», он убедился, что опасности нет и позвал второго товарища. Сурикаты оказались довольно маленькими, меньше кошек. Они вылезали из норы один за другим. Солнце поднималось, становилось теплее и все пушистики грели свои пузики в лучах. Они смешно вытягивались во весь рост – опорой им служил хвост (третья нога суриката). В итоге мы насчитали все 15 членов семьи. Это действо было невероятно умилительным. Нам ужасно понравилось.

IMG_3307 DSC_8891 DSC_8900 DSC_8936

Днем нам предстояла поездка в маленький городок De Rust, где мы договорились встретиться с местными гидами – Тиллой и Леоном Нейл (Tilla and Leon Nell). Леон автор нескольких книг о природе Южной Африки. Кстати, он и про нас потом в местной газете написал. Нашей первой целью был перевал Mairingspoort Pass с живописным водопадом и интересующими нас растениями. После водопада мы отправились на частную ферму и пообщались с ручным козлом Букой, который здесь живет абсолютно свободно и выполняет роль сторожевой собаки. Потом поехали в горы посмотреть гостевой дом (очень необычный) и пообщаться с ручной антилопой Канной (Taurotragus oryx) по имени Лафи. Это самая большая антилопа Африки. Ей очень понравился миндаль, который случайно у нас оказался.

IMG_1205 DSC_8993 IMG_5539 publication

В конце этого длинного дня мы еще успели заехать в Oudtshoorn в центр сохранения диких животных Cango Wildlife Ranch. Здесь мы увидели редкие и исчезающие виды, которые пытаются разводить в неволе, чтобы не потерять окончательно. Еще это место примечательно тем, что здесь можно погладить гепардов и лемуров, а также поплавать среди крокодилов. Перед тем как зайти в клетку, обувь и руки людей сбрызгивают антибактериальной жидкостью. Активно жестикулировать не рекомендуется.

DSC_9271 DSC_9335 DSC_9293 DSC_9386

Утром Ира мне предложила заехать в пещеры Канго (Cango Caves) – они были у нас по пути в наш следующий город Prince Albert. Пещеры славятся великолепными сталактитами (растут сверху вниз) и сталагмитами (растут снизу вверх), огромными подземными залами и высокими сводами. Они располагаются в долине Канго (Kango Valley) в сердце пустыни «Маленькая Кару» (Klein Karoo). Рядом пролегают «Черные горы» – Swartberg Mountains. В пещеры можно ходить только с гидами, которые ведут экскурсии на английском, немецком и испанском. Есть два пути – один более длинный и сложный, где есть места шириной всего 27 см. Однажды, в таком узком месте застрял дяденька и люди, оказавшиеся запертыми, ждали 11 часов пока его высвободят. Я решила идти по короткому пути. Спустившись в огромный подземный зал, я сразу обратила внимание на четкий и понятный английский язык одного из гидов – решила к нему примкнуть. И не пожалела – молодой человек (черный – африканец) говорил на прекрасном английском, шутил. А под конец, выведя группу в центр огромного зала, спросил, не обладает ли кто-нибудь хорошим голосом, чтобы спеть и попробовать акустику пещеры. Никто не решился. И тут он запел. Это было невероятно – у него оказался профессиональный оперный голос – тенор, я думаю. Звук был – мурашки по телу. Он исполнил песню местного племени. Мы все были в каком-то оцепенении от акустического эффекта. Потом Ира мне сказала, что я молодец, что его выбрала – он самый интересный гид в этих пещерах, только он поет. В зале, где мы слушали пение, ранее проводили концерты классической музыки – здесь потрясающая акустика. Но люди остаются людьми… Многие туристы отламывали фрагменты каменных сосулек на память, и в итоге было решено прекратить какие-либо мероприятия в пещерах – фактически из-за вандализма.

DSC_9446 DSC_9447 DSC_9449 DSC_9476

После красот подземного мира нам предстояло переехать через самый знаменитый в ЮАР перевал Swartberg Pass. Он бывает закрыт из-за плохой погоды – но нам повезло, мы его проехали. На следующий день перевал закрыли. На вершине был ужасно сильный ветер, мы еле держались на ногах. Хорошо, что можно было ухватиться за стойки указателя «Вершина» (Die Top), а так бы сдуло с горы. Это самое высокое место – 1585 метров над уровнем моря. Переехав на другую сторону мы опять ахнули – перед нами были красные горы, которые почти накрывало серое одеяло облаков. Жаль, что фотографии не могут передать потрясающее и невероятное ощущение огромного пространства, которое повсюду есть в Южной Африке.

DSC_9536 IMG_1223 IMG_1242 IMG_1311

Оставив позади «Черные горы», мы въехали в Prince Albert и сразу направились на встречу со Сью Милтон-Дин (Sue Milton-Dean), владелицей питомника Renu-karoo Nursery. Вот тут мы с Ирой “оторвались” и накупили много горшков… Ира – душистые травы, а я – свои пеларгонии. Растения заняли половину багажника в машине. Мы их потом выгружали и загружали на всех наших стоянках. Еще у нас было приключение с овцами. Мы поехали в поля смотреть растения. Проезжая мимо фермы, у загона увидели малыша, который каким-то образом выбрался наружу. Он хотел есть, а мама его была по другую сторону. Мы решили его поймать – втроем это оказалось не сложно. Ира не хотела отпускать эту «мягкую игрушку». Он был теплый и от него пахло молоком. Как только ягненок оказался по ту сторону, сразу подскочил к своей маме. А вот остальные овцы, наблюдая за происходящим, подошли поближе к ограде и укоризненно на нас смотрели. На фотографиях я потом разглядела цветные полосы у них на мордах – наверное, они были соперниками из желтой и красной команд :).

DSC_9490 IMG_1384 IMG_1386 IMG_1395

Вечером мы отправились селиться в коттедж Karoo View. Для Иры это было новое место, и оно оказалось прекрасным. Семья художников – он работает по дереву, она делает инсталляции из метала – держит четыре коттеджа со всеми удобствами. Домики поделены на две части – у каждой половины своя терраса, кухня и ванная. Очень приятное и комфортное место. Летом, наверное, здесь просто роскошно отдыхать.
По соседству с нашими коттеджами располагался большой участок, видимо, принадлежавший другим художникам – на калитке было написано «Крюгер парк» (по имени Фреди Крюгера, героя фильмов ужасов). Вечером, когда мы возвращались с ужина, странноватые скульптуры были подсвечены синим и красным светом, было по-настоящему жутко… Наши хозяева сказали, что не общаются с этими людьми. В Prince Albert живет много творческих людей. Повсюду галереи, сувенирные магазины – тут же можно и перекусить. Люди спокойные, расслабленые. Но многие планируют уехать…

DSC_9726 DSC_9735 DSC_9752 IMG_5463

DSC_9729 DSC_9756 DSC_9825 DSC_9769

После дня пребывания в «креативном» солнечном городке Prince Albert нам предстояла дорога в самую холодную точку Южной Африки – город Sutherland. Видимо, здесь особые климатические условия и очень чистый воздух, благодаря чему в этом месте круглый год лучше всего наблюдать звезды южного полушария. За этим мы и ехали – посмотреть на звезды. По мере удаления от Prince Albert, природа как будто нас предупреждала о суровом характере мест, в которые мы направлялись. Небо резко менялось – буквально за несколько минут. Были моменты, когда мы думали, что въезжаем в фильм-катастрафу. На нашем пути (более 100 км) нам встретилось от силы пара машин… Здесь уж точно еще не было ни одного туриста из России. По крайней мере, мы были первыми русскими, которых видели местные жители. Разместились мы в гостевом доме, который держат выходцы из Германии. Эта семья живет в ЮАР с 50-х годов прошлого столетия. И за долгие годы ее несколько поколений хорошо обустроились на этом «полюсе холода» – им принадлежат здесь гостевые дома и фермы, магазины, а также несколько телескопов для star-gazing (наблюдения за звездами). Вечером мы отправились смотреть на небо – видели Сатурн с кольцами, звезду Сириус, туманность Андромеды и другие небесные светила. Было очень интересно и необычно.

IMG_1422 IMG_1429 IMG_5544 IMG_1457

А утром мы поехали посмотреть на самый большой телескоп в Южном полушарии – SALT. Погода была просто ужас. Мы надели на себя всю теплую одежду и стали похожи на круглые «капусты», почему-то сильно веселились. Главный телескоп оказался сложной конструкции – в прямом смысле слова в него нельзя посмотреть. Насколько я поняла, это электронный телескоп с системой зеркал. Конструкция состоит из 91 зеркала общим диаметром 11 метров. Каждое зеркало весит 100 кг. Что было удивительно и очень приятно – все зеркала для этого телескопа были изготовлены в России. Помимо главного телескопа здесь есть и другие поменьше. Их арендуют разные страны. Весь комплекс открыли в 2005 году. Его стоимость 30 млн долларов – только треть была оплачена самой ЮАР, остальные деньги разных стран. Поэтому здесь работает международная команда астрономов, но российских ученых нет.

IMG_1437 IMG_1445 DSC_9849 IMG_5571

Sutherland оказался самой необычной «планетой» Южной Африки. Жалею, что не купила майку в сувенирном магазине с надписью «Я выжил в Sutherland». Но это было для нас не последнее испытание в этот день. Глава немецкого семейства посоветовал не ехать до нашего следующего пункта назначения Vanrhynsdorp по короткому пути – часть дороги могла быть закрыта из-за непогоды, и нам пришлось ехать в объезд через Fraserburg и Williston (лишних пара сотен километров…). У Иры был снова нелегкий день за рулем. На очередном подъеме перед нами открылась фантастическая картина – огромная долина Vanrhynsdorp. Мы не ожидали этого – оказалось мы выехали на перевал Vanrhyns Pass. Вид настолько был впечатляющим, что найти подходящие слова было сложно – настоящий “блокбастер” нашего путешествия. Вид с высоты птичьего полета – с одной стороны ливневые дожди, с другой – солнечные склоны, земля и горы всех цветов радуги. В общем, невероятно…

DSC_9867 DSC_9872 DSC_9869 DSC_9908

В этот день мы должны были ночевать на ферме Gifberg, которая находилась на высоком плато. Позвонив хозяевам, чтобы уточнить путь, мы получили указание, что нужно приехать до 7-ми вечера, до темноты. Поесть в городе мы уже не успевали, быстро купили каких-то продуктов и двинулись в неизвестность. Для Иры это плато тоже было впервые. Когда мы к нему приближались, у меня было полное ощущение, что мы едем в “Затерянный мир” Артура Конандойля. Дорога была грунтовая и мокрая после дождя, на подъеме она сужалась до ширины одной машины. Кое-где только пол метра отделяло нас от обрыва. В окне были фантастические виды каменных стен ущелий. Мысленно хотелось помочь Ире удержать машину… В общем, стресс был еще тот. А когда мы поднялись на плато, то обрадовались, что скоро будем на месте. Но не тут-то было – мы ехали потом еще километров 30 до фермы… На самом деле, это место уникальное, со своим особым микроклиматом. Здесь можно найти сотни редких красивых растений и в хорошую погоду лучше всего отправиться в поход на бескрайние просторы – расстояния здесь гигантские. На утро все показалось не таким страшным. И все же мы решили вернуться в цивилизацию. Думали, как поедем назад… Как будем преодолевать крутые подъемы по размытой дороге. Но хозяин фермы заверил, что мы спокойно везде проедем. Так и получилось. У страха глаза велики. Обратный путь оказался интересным и не страшным. Gifberg произвел на нас неизгладимое впечатление – теперь это у нас имя нарицательное. Если что-то сложное и неизведанное – это «Gifberg». Ира у меня позже шутливо спросила: «Поедем в следующий раз в Gifberg?» И я ответила: «Обязательно!»

DSC_9912 IMG_1560 DSC_9924 DSC_9938

В Vanrhynsdorp мы поселились в лучшем гостевом доме, который держала пожилая пара – бывший доктор и бывший архитектор. У них была очень добрая толстая собака – черный лабрадор Жи-Жи. В доме есть галерея, где можно купить работы местных художников. А еще дяденьки увлекаются азалиями – у них большая коллекция. Условия в комнатах были без затей, но все что нужно. Ужин они накрывали сами и сказали, что до нас много лет назад из России у них останавливались танцовщики балета. Днем мы поехали в город. Правда, “город”, это громко сказано. Все города, где мы были (кроме Кейптауна), скорее поселки или большие деревни в нашем понятии – это поселения с двумя-тремя основными улицами, их можно проехать за пять минут. На главной улице мы зашли в кафе-галерею – здесь тоже население оказалось весьма творческое. Ржавые машины и железные кровати не выбрасывают, а приспосабливают под клумбы и вешают на стены вместо картин.

IMG_5743 DSC_9956 DSC_0001 DSC_0049

В этот же день решили съездить в городок Nieuwoudtville – столицу луковичных растений в ЮАР. По пути увидели серых журавлей – национальный символ ЮАР – и большую стаю ибисов. Затем отправились к красивому водопаду Nieuwoudtville Waterfall. Здесь даже дорога была с радугой.

DSC_0103 DSC_0121 IMG_1588 IMG_5684

Из Vanrhynsdorp мы должны были уехать на два дня в палаточный лагерь Namaqua Beach Flower Camp. Лагерь базировался в национальном парке Namaqualand на берегу океана. Он работает каждый год только один месяц с 31 августа по 30 сентября и всегда на новом месте в заповедной зоне. Сюда приезжают туристы со всего мира и южноафриканские любители цветов. Добравшись до стоянки на берегу, мы познакомились с персоналом лагеря. Нам показали нашу палатку у самого океана. Питание полностью входило в оплату – здесь всех кормил французский повар. В общем, этот лагерь как бы подобие кочевой жизни в стиле комильфо с французским шампанским. Но мы все-таки уехали (я была простужена). Люди здесь живут по несколько дней, ездят по огромному парку и ходят пешком в походы. Любуются цветами. Интересный момент: оказывается, если погода пасмурная и солнца нет, цветы днем не раскрываются. То есть, в плохую погоду можно увидеть только закрытые соцветия. На ночь цветочки тоже закрываются.

DSC_0225 DSC_0256 IMG_5740 DSC_0234

DSC_0297 DSC_0319 DSC_0327 IMG_1611

На утро мы двинулись в Cape Town. По дороге заехали в город Clanwilliam, где была интереснейшая выставка диких цветов ЮАР. То что мы не увидели в полях, мы нашли здесь. По дороге мы тоже насмотрелись цветочных красот. В это время вся западная часть ЮАР невероятно красивая.

IMG_1667 DSC_0472 DSC_0404 IMG_1687

DSC_0571 IMG_5964 DSC_0647 IMG_5953

Впереди у нас был целый день в Cape Town. Ира меня разместила с прекраснейшем месте – в пригороде Кейптауна – Noordhoek. Дом принадлежит очень милой даме по имени Ксанте. Мне очень здесь понравился дизайн интерьеров и сад, который без малого пара гектар. А главное, где вы еще поживете непосредственно в доме местного жителя?

DSC_0857 DSC_1111 DSC_1114 DSC_0772

DSC_1115 DSC_0765 DSC_0894 DSC_0807

В этот день мы также съездили в ботанический сад Kirstenbosch (он в пятерке самых больших садов мира). Я увидела все, что хотела. И конечно, символ ЮАР – королевскую протею Protea cynaroides (протея артишоковая). Это особенный цветок, действительно королева. Он как бы светится изнутри. В саду было множество пернатых – сахарных птичек (sugar bird), сов и гусей.
DSC_0926 DSC_0916 DSC_1025 DSC_0975

DSC_1000 DSC_1001 DSC_1003 IMG_3399

Вот такую флору и фауну мы увидели на своем пути, но самое главное – потрясающие виды и просторы этой уникальной страны. Таких мест больше нет на земле.

Ира, спасибо тебе огромное еще раз за твою помощь и поддержку! На следующий год обязательно поедем опять по новым местам.